Дмитрий Козлюк 2 лет назад
Родитель 248776234d
Сommit 554027345c

@ -0,0 +1,25 @@
# Разработка ПО систем управления
## Лекции
1. Основы языка C++
2. Системы контроля версий
3. Структурирование кода и данных (функции, указатели)
4. Сборка программ из нескольких файлов
5. Ввод-вывод, модульное тестирование
6. Библиотеки
7. Низкоуровневое программирование
8. Объектно-ориентированное программирование
## Лабораторные работы
1. [Основы языка C++](lab01)
2. Система контроля версий Git
3. Структурирование программ
4. Использование библиотек
## Преподаватели
* [Козлюк Дмитрий Александрович](mailto:KozliukDA@mpei.ru) — лектор
* Филатов Сергей Александрович
* Прокопенко Сергей Александрович

@ -0,0 +1,3 @@
9|*********
33|*********************************
100|****************************************************************************************************

@ -0,0 +1,5 @@
142
1 1 1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
3

@ -0,0 +1,3 @@
9|******
33|*************************
100|****************************************************************************

@ -0,0 +1,5 @@
142
1 1 1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
3

@ -0,0 +1,735 @@
# Основы языка C++
**Дополнительные материалы** (в ЛР объясняется необходимый минимум):
* [Основы работы с командной строкой][cmd]
* [Перенаправление стандартных потоков ввода и вывода][streams]
* [Документация к программе FC][fc]
[cmd]: http://cmd.readthedocs.io/cmd.html
[streams]: http://www.windowsfaq.ru/content/view/260/57/
[fc]: http://ab57.ru/cmdlist/fc.html
## Цель работы
1. Владеть базовыми конструкциями и типами языка C++.
2. Уметь работать в среде программирования CodeBlocks.
3. Уметь автоматически проверять программы по эталонному вводу и выводу.
## Задание
1. Написать программу для построения гистограммы массива чисел.
2. Доработать программу в соответствии с вариантом.
Гистограмма — это наглядное графическое представление того, какие значения
встречаются чаще или реже в исходных данных (как они распределены). Диапазон
исходных данных делится на равные интервалы, для каждого интервала строится
столбец. Высоты столбцов пропорциональны количеству значений, попавших
в интервал. Таким образом сразу видно, какие значения встречаются чаще в целом
(с точностью до ширины интервала) и насколько чаще по сравнению с другими
(легко сравнить высоты визуально).
Гистограмма строится так: диапазон значений на входе делится на несколько
равных интервалов (корзин, bins), подсчитывается количество  чисел, попавших
в каждый интервал, и для каждой корзины рисуется столбец, размер которого
пропорционален количеству попавших в корзину чисел.
Например, на вход поступают оценки 10 студентов:
``` text
4 4 3 5 3 4 5 5 4 4
```
Пусть требуется построить гистограмму на три столбца. Диапазон значений
на входе — от 3 до 5. Каждый из трех интервалов будет шириной
*(5  3) / 3 = 0,67,* то есть интервалы будут *[3; 3.67], [3.67; 4.34],
[4.34; 5].* В первую корзину попадут тройки (2 шт.), во вторую —
четверки (5 шт.), в третью — пятерки (3 шт.). Результат:
``` text
2|**
5|*****
3|***
```
В данном случае в каждый столбец попадает только одно значение (3, 4 или 5),
но в принципе, в один столбец могут попадать разные значения. Например, если
для тех же оценок использовать два интервала, 4 и 5 попадут в один интервал:
``` text
2|**
8|********
```
**Требования к выводу:**
* Подписи к столбцам выровнены до трех знакомест
(можно считать, что в корзину больше 999 чисел не попадет).
* Ширина всей гистограммы (подписи и звездочек в каждом столбце) должна 
укладываться в 80 символов. Если в корзину попало больше чисел,
все столбцы нужно пропорционально сжать, чтобы выполнить условие.
## Указания к выполнению работы
Алгоритм работы программы логично разделить на три этапа:
1. Ввод данных (считывание массива чисел и количества столбцов).
2. Обработка данных (расчет количества чисел, попавших в каждую корзину).
3. Вывод данных (отображение рассчитанных значений в виде гистограммы).
Ввод данных составляет:
1. Ввод количества значений (целого числа).
2. Ввод значений (цикл, заполняющий массив).
2. Ввод количества корзин (целого числа).
Обработка заключается в том, чтобы массив чисел преобразовать в массив их
количеств в каждой корзине. Для этого нужно рассмотреть каждое число,
узнать номер корзины, в которую оно попадает, и увеличить счетчик чисел
для этой корзины.
Вывод данных имеет смысл выполнить в несколько подходов: сначала элементарно,
чтобы убедиться в правильности обработки, затем реализовать требования
к отображению.
1. Отображать для каждой корзины количество чисел в ней, ось
и такое же количество звездочек, сколько чисел в корзине.
2. Выровнять подписи до трех знакомест.
3. Масштабировать высоты столбцов, чтобы уложиться в 80 символов.
### Ввод данных
Входные данные (переменные): количество чисел, числа, количество корзин.
В C++ есть специальный тип `size_t`, подходящий для размеров массивов:
целое неотрицательное число с широким диапазоном значений. Целесообразно 
использовать его для количества чисел:
``` cpp
size_t number_count;
```
Имя переменной сообщает, что в ней хранится: number count по-английски 
«количество чисел». Всем переменным нужно давать осмысленные имена 
(исключения: счетчики циклов `i`, `j`, ... и математические формулы).
Программы чаще читаются, чем пишутся — их понятность важнее размера.
Скорости набора текста помогает редактор, подсказывающий имена по мере ввода.
Ввод стандартный:
``` cpp
cout << "Enter number count: ";
cin >> number_count;
```
Отображение кириллицы в консоли Windows требует ухищрений. Применять их
не нужно, во всех ЛР достаточно англоязычного вывода.
Массив значений состоит из действительных чисел, выберем для них тип `double`.
Размер массива определяется во время работы программы переменной
`number_count`, то есть это динамический массив. Его можно реализовать
через `new[]`/`delete[]`, но в современном C++ принято использовать вектор,
в данном случае — `vector<double>`.
Для использования `vector<T>` нужно подключить часть стандартной библиотеки:
``` cpp
#include <vector>
```
При объявлении переменной `numbers` (числа) типа `vector<T>` можно сразу
указать размер:
``` cpp
vector<double> numbers(number_count);
```
Очевидно, это нужно делать после ввода `number_count`. Если бы `numbers`
была объявлена до этого, ей не нужно было бы передавать аргумент в скобках;
вместо этого после ввода `number_count` нужно было бы изменить размер:
``` cpp
numbers.resize(number_count);
```
Однако безопаснее объявлять переменные как можно ближе к месту первого
использования: меньше риск случайно обратиться к ним до инициализации.
Например, если объявить `numbers` в начале программы, ничто не помешает
обратиться к его элементам до вызова `resize()`, что приведет к ошибке.
Числа вводятся в `numbers` стандартным циклом `for` со счетчиком.
Код нужно написать самостоятельно.
Количество корзин `bin_count` целесообразно сделать того же типа,
что и `number_count` и вводить так же.
### Обработка данных
Необходимо для каждой корзины подсчитать количество попавших в нее чисел,
то есть заполнить массив счетчиков. Тип счетчика — `size_t`, потому что 
это по сути такое же количество, как количество чисел. Их массив имеет
размер `bin_count`, а начальные значения в нем — нули:
``` cpp
vector<size_t> bins(bin_count);
```
Как по значению элемента определить номер корзины, куда он попадает?
#### Определение индекса корзины по значению элемента 
Нужно подсчитать, сколько чисел попало в каждую корзину. Для этого можно
определить номер корзины, в которую попадает каждое число, и увеличить
счетчик этой корзины.
Каждая корзина представляет числа в одном из интервалов, на которые равномерно
разбит диапазон исходных чисел. Например, для чисел `4 5 3 4 5 4 3 4 5 4`
и трех корзин:
```
4
4
4 5
3 4 5
3 4 5
|-----|-----|-----|
3.00 3.67 4.34 5.00
```
Нижняя граница будет равна минимальному из чисел (обозначим его `min`),
верхняя — максимальному `max`. Каждая следующая граница отстоит от предыдущей
на размер корзины `bin_size`:
``` cpp
double bin_size = (max - min) / bin_count;
```
В общем случае:
```
|------------|------------|------------|------------|
min min+1*step min+2*step min+3*step max
: :
:<---------->:
bin_size
```
Пусть `min` и `max` найдены, `bin_size` рассчитан по формуле выше.
Остается для каждого `i`-го числа проверить каждую `j`-ю корзину.
Если число попадает между границ этой корзины, то счетчик попавших в корзину
чисел увеличивается. Прочие корзины можно уже не просматривать.
Пример 1. При *i = 0* рассматривается число 4 из списка выше. При *j = 0*
рассматривается интервал *[3.00; 3.67),* в который 4 не входит. При *j = 1*
рассматривается интервал *[3.67; 4.34),* куда 4 попадает. Следовательно,
счетчик `bins[1]` нужно увеличить, а цикл по `j` можно прекратить.
Пример 2. При *i = 1* рассматривается число 5. Оно не входит ни в один
из интервалов, даже *[4.34; 5.00),* потому что правая граница не учитывается.
Этот особый случай нужно опознать и увеличить счетчик последней корзины.
<!--
1. Используется цикл со счетчиком, так как диапазонный for ниже,
а здесь уже достаточно когнитивной нагрузки. Или путает?
2. Используется number_count и bin_count, заменить на .size()?
-->
``` cpp
for (size_t i = 0; i < number_count; i++) {
bool found = false;
for (size_t j = 0; (j < bin_count - 1) && !found; j++) {
auto lo = min + j * bin_size;
auto hi = min + (j + 1) * bin_size;
if ((lo <= numbers[i]) && (numbers[i] < hi)) {
bins[j]++;
found = true;
}
}
// цикл по numbers не закончился!
```
Особый случай `number == max` из примера 2 можно опознать по `found == false`
после цикла:
``` cpp
if (!found) {
bins[bin_count - 1]++;
}
} // конец цикла по numbers
```
<!-- Здесь оформления больше, чем внизу, и код сложнее — оно более важно. -->
Отметим оформление кода:
* вокруг операторов (`=`, `<`, `>`), после ключевых слов (`for`, `if`)
и перед фигурными скобками (`{`) стоят пробелы;
* блоки кода (тело цикла, инструкции под условиями) выделены отступами.
Нижняя и верхняя границы интервала обозначены `lo` (low) и `hi` (high), это
типовые имена переменных, как `i`, `j` для счетчиков.
Как и имена переменных, форматирование кода (code style) помогает понимать
смысл программы (ее структуру) и страхует от ошибок. Чтобы автоматически 
отформатировать код в CodeBlocks, нужно щелкнуть по тексту правой кнопкой
мыши и выбрать *Format (use AStyle)* (если выделить фрагмент, отформатирован
будет только он).
#### Определение диапазона чисел в массиве
Для расчета индексов столбцов нужно найти наибольший и наименьший элементы
в массиве. Разберем эту простую задачу подробно, чтобы изучить диапазонный
цикл `for` (range-based for loop). Формулировка решения: *для каждого* массива 
чисел сравнить его с максимумом и минимумом, при необходимости скорректировать
максимум или минимум. Заметим, что решение не оперирует индексами 
в массиве — только значением очередного элемента. Для выражение этой идеи 
в C++ есть диапазонный цикл `for`:
``` cpp
double min = numbers[0];
double max = numbers[0];
for (double x : numbers) {
if (x < min) {
min = x;
}
else if (x > max) {
max = x;
}
}
```
Запись `for (double x : numbers) { ... }` означает: выполнить тело цикла 
*для каждого* элемента `x` (типа `double`) из массива `numbers`, то есть
в точности соответствует логике решения.
### Вывод данных. Этап 1: минимальный работающий вариант
Для каждого элемента `bin` массива `bins` нужно вывести значение `bin`,
символ `|` и *bin* звездочек (внутренним циклом со счетчиком); после
звездочек нужен перевод строки. Код нужно написать самостоятельно.
На этом этапе можно проверить работу программы: ввести данные из примера 
(десять чисел, три корзины) и визуально сопоставить гистограммы.
На последующих этапах нужно будет проверять работу программы на десятках
чисел, вводить которые долго и чревато ошибками. Можно записать числа в файл
и вставлять в консоль, но сравнивать результаты (считать звездочки) не легче.
Проблема усугубляется, если нужно проводить много тестов.
### Автоматическая проверка по эталонному вводу и выводу
Можно полностью автоматически вводить данные в программу, сохранять ее вывод
и сравнивать с эталоном, получая простой ответ: пройден ли тест.
Эталонный ввод при этом читается из файла, вывод записывается в файл, который
затем сравнивается с файлом эталонного вывода. При этом не требуется
добавлять в программу работу с файлами и логику проверки, если знать,
как устроен ввод и вывод, и уметь пользоваться стандартными утилитами.
Дальнейшая работа ведется в консоли из каталога с файлом `*.exe`,
в CodeBlocks это может быть `bin\Debug`. При затруднениях в работе с консолью
можно воспользоваться [руководством][cmd].
##### Командная строка Windows
Командная строка (терминал) запускается через *Win+R*, `cmd` или путем ввода
`cmd` в строку адреса в «Проводнике» и нажатия *Enter.* Текст `C:\>` слева
от курсора называется *приглашением (prompt).* Приглашение показывает
текущий каталог — корень диска C. Перейти в другой каталог можно
командой `cd`, например, `cd lab01`. Если нужно перейти на другой диск,
добавляется *ключ (опция)* `/d`, например: `cd /d L:\A-01-18\username`.
Чтобы не вводить путь вручную, можно нажимать *Tab* после ввода первых
символов имени каталога, и Windows дополнит путь. Если нужно повторить
одну из предыдущих команд, стрелки вверх и вниз проматывают историю.
#### Стандартные потоки и их перенаправление
Обычно для простоты говорят, что ввод происходит с клавиатуры, а вывод — на 
экран. На самом деле ввод происходит из особого устройства — *стандартного
ввода (standard input, stdin),* а вывод поступает на устройство *стандартного
вывода (standard output, stdout).* По умолчанию стандартный ввод связан
с клавиатурой, а вывод — с терминалом (окном консоли в Windows). Однако
можно при запуске программы указать, что стандартным вводом для нее будет
не клавиатура, а файл *(перенаправление ввода, input redirection):*
``` shell
C:\lab01> lab01.exe < 01-example.input.txt
Enter number count: Enter numbers: Enter bin count: 2|**
5|*****
3|***
```
**Внимание.**
Здесь и далее примеры работы с командной строкой включают приглашение
`C:\lab01>`, команду и ее вывод. Приглашение вводить не нужно, это просто
стандартный формат записи. Таким образом, нужно ввести
`lab01.exe < 01-example.input.txt`, в ответ ожидается текст на второй строке
и далее.
Готовые файлы, которые нужно скачать или создать:
* эталонный ввод [01-example.input.txt](01-example.input.txt)
* эталонный вывод [01-example.expected.txt](01-example.expected.txt)
Видно, что гистограмма строится правильно, но картину портят приглашения
ввода (`Enter number count` и прочие).
Аналогично можно направить стандартный вывод в файл:
``` shell
C:\lab01> lab01.exe < 01-example.input.txt > 01-example.actual.txt
```
Вывода на терминал нет — он весь в `01-example.actual.txt`, и если его
просмотреть, окажется, что он соответствует предшествующему выводу.
Как избавиться от приглашений, которые не нужны в режиме автоматических
тестов? Проблема заключается в том, что у программы есть значимый,
информативный вывод (собственно гистограмма), а есть декоративный вывод
(приглашения). Только самой программе «известно», где какой вывод —
без ее модификации не обойтись.
Помимо стандартного вывода существует *стандартный вывод ошибок (stderr).*
Такое название сложилось исторически, а на практике принято писать в него
декоративный вывод. Этот поток доступен в C++ как `cerr`:
``` cpp
cerr << "Enter number count: ";
```
Нужно самостоятельно заменит вывод приглашений (но не гистограммы) в `cout`
на их вывод в `cerr`.
Если теперь запустить программу как обычно (без перенаправления), ее работа 
внешне не изменится, потому что стандартный вывод ошибок по умолчанию тоже
связан с терминалом. Если же перенаправить вывод в файл, записанное в `cerr`
появится в терминале, но не в файле `01-example.actual.txt`:
``` shell
C:\lab01> lab01.exe < 01-example.input.txt > 01-example.actual.txt
Enter number count: Enter numbers: Enter bin count:
```
Чтобы убрать декоративный вывод при автоматических тестах, можно направить
его в специальное устройство `NUL`, которое поглощает любой вывод в него:
``` shell
C:\lab01> lab01.exe < 01-example.input.txt > 01-example.actual.txt 2>NUL
```
Вывода в терминал при этом нет никакого, хотя программа успешно работает.
При желании с перенаправлением можно ознакомиться [подробнее][streams].
#### Сравнение файлов 
Программа `fc` (file compare) позволяет построчно сравнить файл вывода 
программы `01-example.actual.txt` с файлом `01-example.expected.txt`,
содержащим эталонный вывод:
``` shell
C:\lab01> fc 01-example.actual.txt 01-example.expected.txt
Сравнение файлов 01-example.actual.txt и 01-EXAMPLE.EXPECTED.TXT
FC: различия не найдены
```
Если бы были отличия, `fc` могла бы показать отличающиеся строки,
а с ключом `/N` также и их номера ([справка][fc]):
``` shell
C:\lab01> fc /N 01-example.actual.txt 02-alignment.expected.txt
Сравнение файлов 01-example.actual.txt и 02-ALIGNMENT.EXPECTED.TXT
***** 01-example.actual.txt
1: 2|**
2: 5|*****
3: 3|***
***** 02-ALIGNMENT.EXPECTED.TXT
1: 2|**
2: 5|*****
3: 3|***
*****
```
#### BAT-файлы
Чтобы не вводить каждый раз команды вручную, их можно записать в файл
с расширением `*.bat` и запускать как программу из командной строки:
```
lab01.exe < 01-example.input.txt > 01-example.actual.txt 2>NUL
fc /N 01-example.actual.txt 01-example.expected.txt
```
Чтобы запускать файл из «Проводника» и при ошибках окно не закрывалось,
можно к последней строки добавить `|| pause`.
### Вывод данных. Этап 2: выравнивание подписей столбцов 
Требуется количество чисел, попавших в каждый столбец, дополнять при выводе
пробелами так, чтобы суммарно подпись занимала четыре знакоместа (символа).
Хотя в C++ и есть средства форматирования, реализуем выравнивание вручную:
1. Если число меньше 100, вывести пробел (он займет место разряда сотен).
2. Если число меньше 10, вывести пробел (он займет место разряда десятков).
3. Вывести число.
Необходимо написать код самостоятельно и автоматически проверить его:
* эталонный ввод [02-alignment.input.txt](02-alignment.input.txt);
* эталонный вывод [02-alignment.expected.txt](02-alignment.expected.txt).
### Вывод данных. Этап 3: масштабирование столбцов
Поскольку ограничена ширина всей гистограммы (включая 3 цифры подписи и ось
шириной 1 символ), ограничение на длину столбца будет *80  3  1 = 76*
символов.
Если в корзине самым большим количеством чисел не больше 76, масштабирование
не нужно.
Для масштабирования из количества чисел `count` в каждой корзине нужно 
получить ее высоту `height` (количество звездочек). Масштабирование должно 
работать так, чтобы самый высокий столбец имел 76 звездочек, следовательно,
для него `height = 76 * 1.0`. Для прочих корзин вместо 1,0 должен быть
множитель-доля количества чисел в этой корзине от максимального количества:
`height = 76 * count / max_count`. Однако напрямую эту формулу записать
на C++ нельзя: деление целых чисел `count` и `max_count` даст целое же число.
Необходимо указать компилятору, что `count` нужно рассматривать как дробное.
Это называется приведением типов (type cast):
``` cpp
size_t height = 76 * (static_cast<double>(count) / max_count);
```
Выражение `static_cast<T>(x)` означает: рассматривать выражение `x`
как имеющее тип `T`. Можно встретить другую форму записи, так называемое
приведение в стиле C (C-style cast): `((double)count)`. Почему в C++
более громоздкий синтаксис? Дело в том, что приведение типов — это место 
в программе, где программист берет на себя ответственность, что преобразование
имеет смысл, поэтому лучше, когда оно резко выделяется в тексте программы.
Заметим, что в данном примере можно было бы обойтись вообще без приведения
типов, если сделать `max_count` типа `double`, однако приведение типов 
часто встречается на практике — необходимо уметь его делать.
Константа 76 используется как минимум в двух местах, что плохо. во-первых,
если потребуется поменять ее, придется искать и редактировать все эти места.
Во-вторых, при чтении кода будет непонятен ее смысл. По последней причине 
такие числа в коде называются магическими константами. Их нужно выносить
в неизменяемые переменные с понятными именами или комментариями. Обычно 
их размещают в самом начале программы:
``` cpp
const size_t SCREEN_WIDTH = 80;
const size_t MAX_ASTERISK = SCREEN_WIDTH - 3 - 1;
```
Итак, требуется самостоятельно реализовать:
1. Поиск наибольшего количества чисел в одной корзине (можно совместить
в подсчетом чисел в корзинах).
2. Масштабирование столбцов.
Результат необходимо автоматически проверить:
* эталонный ввод [03-scaling.input.txt](03-scaling.input.txt)
* эталонный вывод [03-scaling.expected.txt](03-scaling.expected.txt)
## Варианты индивидуальных заданий
Решение должно включать: код программы, файлы эталонного ввода и вывода,
BAT-файл для автоматической проверки.
### Вариант 1
Дайте пользователю возможность задавать произвольную ширину гистограммы вместо
80 символов. Ширину менее 7, более 80 или менее трети количества чисел
считайте некорректной — предлагайте пользователю ввести ее заново в этом случае
с указанием причины.
### Вариант 2
Если пользователь вводит 0 как число столбцов, рассчитывайте число столбцов
автоматически по эмпирической формуле *K = √N*, а если получилось *K > 25*,
пересчитайте по правилу Стёрджеса: для *N* чисел количество столбцов
*K = 1 + ⌊log₂N⌋*. Печатайте, по какой формуле был сделан выбор
и сколько столбцов выбрано.
**Указание.** См. функции `sqrt()` и `log2` из `<cmath>`.
### Вариант 3
Дайте пользователю возможность задавать высоту гистограммы *H* строк.
Если количество столбцов *K* в *C = ⌊H/K⌋* раз меньше *H*, столбцы должны
занимать по *C* строк.
**Пример.** Выбрано *H = 6, K = 3 ⇒ C = 2,* гистограмма:
8|********
|********
11|***********
|***********
6|******
|******
### Вариант 4
Вместо количества элементов сделайте подписью столбца процент элементов,
попавших в столбец, как целое двузначное число с `%` в конце.
### Вариант 5
Отображайте гистограмму зеркально, например:
********| 8
***********| 11
******| 6
### Вариант 6
Дайте пользователю возможность выбора символов для столбцов «рисунка», линии
оси (`|` в примерах) и для выравнивания подписей. Например, при выборе
соответственно `|`, пробела и `0`:
008 ||||||||
011 |||||||||||
006 ||||||
Не позволяйте вводить символы табуляции и перевода строк, печатайте любое
сообщение со словом «ERROR» и завершайте программу при этом.
### Вариант 7
Вычислите среднюю высоту столбца. Если столбец ниже, доведите его высоту
до средней символами `-`. Если столбец выше, выводите часть, превышающую
среднюю высоту, символами `+`. Пример (средняя высота — 8 звездочек):
8|********
11|********+++
6|******--
### Вариант 8
После подсчета количеств значений в столбцах, замените их нарастающим итогом,
начиная с первого столбца. При отображении соблюдайте те же правила,
что и ранее. Пример для исходного графика с высотами 1-3-7-11-6-4-1:
1|*
4|****
11|***********
22|**********************
28|****************************
32|********************************
33|*********************************
### Вариант 9
В каждом столбце, если предыдущий столбец ниже, вместо `*` используйте `^`
на высоте предыдущего столбца. Аналогично для следующего столбца, но `v`.
Если соседние столбцы оба ниже текущего и равны, используйте `N`. Пример:
1|*
3|^**
7|**^****
11|*****v^****
6|***v**
4|v***
1|*
### Вариант 10
Отображайте гистограмму вертикально без подписей, например:
*******
*****
*****
****
***
***
**
*
**Указание.** Можно воспользоваться следующей логикой: проходить по всем
столбцам и печатать `*`, если высота столбца больше номера строки, или пробел,
если нет — и так до тех пор, пока на очередной строке печатается хотя бы одна
звездочка.
### Вариант 11
Добавьте рамку вокруг гистограммы. Добавьте учет линий рамки, чтобы общая
ширина «изображения» не превышала 80 символов. Иллюстрация результата:
+----------------+
| 8|******** |
| 11|*********** |
| 6|****** |
+----------------+
### Вариант 12
Добавьте на ось подписей границы столбцов. Например, если в первый столбец
отнесены элементы от наименьшего до 1,23, во второй — от 1,23 до 2,34 и т. д.,
желаемый результат:
8|********
1.23
11|***********
2.34
6|******
Ширину места для подписей столбцов нужно увеличить, как на иллюстрации.
### Вариант 13
После вывода гистограммы запрашивайте у пользователя, доволен ли он результатом.
Если ответ отрицательный, позвольте ввести новое количество столбцов
и перестройте гистограмму. Процесс может повторяться сколько угодно раз.
### Вариант 14
Сделайте подписи к столбцам текстовыми. После ввода количества столбцов *K*
пользователь должен ввести *K* строк (возможно, с пробелами), которые будут
подписями к соответствующим столбцам. При выводе гистограммы вместо высоты
каждого столбца нужно печатать его подпись. Подписи должны быть выровнены
по правому краю на ширину самой длинной из них.
### Вариант 15
Добавьте горизонтальную шкалу под гистограммой. Шкалу нужно разбить
на интервалы, размер которых от вводит пользователь. Допустимы размеры
от 4 до 9, при некорректном вводе печатайте сообщение со словом «ERROR»
и завершайте работу программы. Под нулевой, первой и последней отметкой
шкалы требуется напечатать соответствующие числа. Шкала должна быть во всю
ширину гистограммы. Пример для интервала размером 6:
8|********
14|**************
12|************
|-----|-----|-----|
0 6 18
### Вариант 16
Перед построением гистограммы удалите из входного массива все повторяющиеся
(не обязательно подряд) элементы и напечатайте результат.
**Указание.** Удалить `xs[i]` можно так: `xs.erase(xs.begin() + i)`.
### Вариант 17
После ввода количества чисел предлагайте пользователю генерировать их.
При положительном ответе заполните исходный массив при помощи функции `rand()`:
каждый элемент должен быть суммой 12 ее результатов.
**Указание.** В начале программы добавьте `srand(time(0))`, чтобы случайные
числа отличались между запусками программы (аналог `Randomize()` в Pascal).
Для составления эталонного вывода замените `time(0)` на 42.
### Вариант 18
Избавьте программу от предположения о наибольшем возможном количестве чисел
в столбце. Находите наибольшее и используйте это значение, чтобы выровнять
подписи по правому краю, не расходуя при этом лишних знакомест.
Загрузка…
Отмена
Сохранить