# Отчет по теме 2 Терехов Фёдор Валерьевич, А-01-23 ## 1. Изучение простых объектов. 1. _"Для того, чтобы узнать, какое значение имеет переменная, достаточно перечислить их имена в строке, разделяя их знаком «,» (запятая) или «;» (точка с запятой)."_ >f1=16; f2=3 >print("Значения переменных через запятую:") >print(f1, f2) > >print("\nЗначения переменных через точку с запятой:") >print(f1); print(f2) Ответ программы: ![Task 1.1](images/Task1_1.png) 2. _"Для того, чтобы узнать, какие объекты уже существуют в данный момент в среде Python (в пространстве имен), используйте функцию dir без аргументов."_ >print("\nСуществующие объекты в пространстве имен:") >print(dir()) Ответ программы: ![Task 1.2](images/Task1_2.png) 3. _"Для получения списка атрибутов любого объекта используйте ту же функцию dir(), с аргументами – именами интересующих объектов"_ >print("\nАтрибуты объекта f1:") >print(dir(f1)) > >print("\nАтрибуты объекта f2:") >print(dir(f2)) Ответ программы: ![Task 1.3](images/Task1_3.png) 4. _"Для определения классовой принадлежности любого объекта следует использовать функцию type()."_ >print(f"\nТип f1: {type(f1)}") #f перед текстом обозначает строку, переменные пишутся в {} >print(f"Тип f2: {type(f2)}") Ответ программы: ![Task 1.4](images/Task1_4.png) 5. _"Для удаления объекта или его части из оперативной памяти используйте инструкцию del."_ >print("\nУдаляем объекты f1 и f2...") >del f1, f2 > >print("\nСуществующие объекты в пространстве имен ПОСЛЕ удаления:") >print(dir()) > >print("\nПопытка обратиться к удаленным объектам:") >print(f1) Ответ программы: ![Task 1.5](images/Task1_5.png) ## 2. Изучение правил именования объектов в Python. _"Правила именования: • имена должны состоять из латинских букв, цифр и символов подчеркивания; • имена должны начинаться с латинской буквы (иногда могут начинаться с символа подчеркивания, но это – особый вид переменных); • имена не должны совпадать с ключевыми словами и встроенными идентификаторами языка Python; • большие и малые буквы в именах различаются (имена – чувствительные к регистру)!"_ >gg1=1.6 #значение в виде вещественного числа >hh1='Строка' #значение в виде символьной строки >73sr=3 #неправильное имя – начинается с цифры - будет диагностика! >and=7 #недопустимое имя – совпадает с ключевым словом - будет диагностика! Ответ программы: ![Task 2.1](images/Task2_1.png) ![Task 2.2](images/Task2_2.png) ## 3. Вывод списка ключевых слов с помощью инструкции import keyword && keyword.kwlist >import keyword > >print("Список ключевых слов Python:") >print(keyword.kwlist) ![Task 3.1](images/Task3_1.png) Сохранение списка в переменной: >keywords_list = keyword.kwlist >print("\nСохранение в виде списка:") >print(keywords_list) ![Task 3.2](images/Task3_2.png) ## 4. Вывод списка встроенных идентификаторов с помощью инструкций import builtins && dir(builtins) >import builtins > >print("Список встроенных идентификаторов Python:") >builtins_list = dir(builtins) >print(builtins_list) ![Task 4.1](images/Task4_1.png) >print("Справка по функциям:") >print("\n1. Функция abs():") >help(abs) ![Task 4.2.1](images/Task4_2_1.png) >print("\n2. Функция len():") >help(len) ![Task 4.2.2](images/Task4_2_2.png) >print("\n3. Функция max():") >help(max) ![Task 4.2.3](images/Task4_2_3.png) >print("\n4. Функция min():") >help(min) ![Task 4.2.4](images/Task4_2_4.png) >print("\n5. Функция pow():") >help(pow) ![Task 4.2.5](images/Task4_2_5.png) >print("\n6. Функция round():") >help(round) ![Task 4.2.6](images/Task4_2_6.png) >print("\n7. Функция sorted():") >help(sorted) ![Task 4.2.7](images/Task4_2_7.png) >print("\n8. Функция sum():") >help(sum) ![Task 4.2.8](images/Task4_2_8.png) >print("\n9. Функция zip():") >help(zip) ![Task 4.2.9](images/Task4_2_9.png) ## 5. Малые и большие буквы в именах объектов различаются. >Gg1=45 >print(Gg1) >print(gg1) Ответ программы: ![Task 5](images/Task5.png) ## 6. Изучение простых базовых типов объектов: логический (bool), целый (int), вещественный (float), комплексный (complex), строка символов (str). ### 6.1. Числовые типы. 1. Логический тип. >bb1=True >bb2=False >print(f"bb1 = {bb1}") >print(f"bb2 = {bb2}") >print(f"Класс объекта: {type(bb1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.1](images/Task6_1_1.png) 2. Целочисленный тип. >ii1=-1234567890 >print(f"\nii1 = {ii1}") >print(f"Класс объекта: {type(ii1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.2](images/Task6_1_2.png) 3. Экспоненциальная форма записи вещественного числа. >ff1=-8.9876e-12 >print(f"\nff1 = {ff1}") >print(f"Класс объекта: {type(ff1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.3](images/Task6_1_3.png) 4. Двоичное число. >dv1=0b1101010 >print(f"\ndv1 = {dv1}") >print(f"Класс объекта: {type(dv1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.4](images/Task6_1_4.png) 5. Восьмеричное число. >vsm1=0o52765 >print(f"\nvsm1 = {vsm1}") >print(f"Класс объекта: {type(vsm1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.5](images/Task6_1_5.png) 6. Шестнадцатеричное число. >shest1=0x7109af6 >print(f"\nshest1 = {shest1}") >print(f"Класс объекта: {type(shest1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.6](images/Task6_1_6.png) 7. Комплексное число. >cc1=2-3j >print(f"\ncc1 = {cc1}") >print(f"Класс объекта: {type(cc1)}") Ответ программы: ![Task 6.1.7](images/Task6_1_7.png) 8. Вещественное число. >a=3.67 >b=-0.45 >print(f"\na = {a}") >print(f"b = {b}") >print(f"Класс объекта a: {type(a)}") >print(f"Класс объекта b: {type(b)}") Ответ программы: ![Task 6.1.8](images/Task6_1_8.png) 9. Альтернативный способ задания комплексного числа. >cc2=complex(a,b) >print(f"\ncc2 = {cc2}") >print(f"Класс объекта cc2: {type(cc2)}") Ответ программы: ![Task 6.1.9](images/Task6_1_9.png) ### 6.2. Строки. 1. *Строки можно заключать в апострофы или в двойные кавычки. Внутри строки символов можно использовать, так называемые, «экранированные последовательности, начинающиеся со знака «\»(обратный слеш), например, \\, \', \", \t, \n и другие.* >ss1='Это - строка символов' >print(f"{ss1}\n") >ss1a="Это - \" строка символов \", \n \t выводимая на двух строках" >print(ss1a) Ответ программы: ![Task 6.2.1](images/Task6_2_1.png) 2. *Создайте строку по шаблону. Выведите получившуюся строку на экран.* >ss1b= 'Меня зовут: \n TerekhovFV' >print(ss1b) Ответ программы: ![Task 6.2.2](images/Task6_2_2.png) 3. *Многострочные строки можно задавать в виде значения объекта с использованием тройных кавычек. При вводе такой строки символ приглашения в начале строки не появится, пока не будет вновь введены тройные кавычки.* >mnogo="""Нетрудно заметить , что в результате операции >над числами разных типов получается число, >имеющее более сложный тип из тех, которые участвуют в операции.""" >print(mnogo) Ответ программы: ![Task 6.2.3](images/Task6_2_3.png) 4. *Можно обращаться к частям строки символов с использованием индексов символов по их порядку в строке. При этом надо учитывать, что нумерация символов начинается с 0. При знаке «-»(минус) отсчёт от конца строки.* >print(ss1[0]) >print(ss1[8]) >print(ss1[-2]) Ответ программы: ![Task 6.2.4](images/Task6_2_4.png) 5. *Операция «разрезания» или «создания среза», создающая новый объект. В срезе указываются не позиции элементов, а их индексы и что указываемая правая граница в срез не включается.* >print(ss1[6:9]) #Это часть строки – символы с 6-го индекса по 8-й (9-й не включается!) >print(ss1[13:]) #Это часть строки – с 13-го индекса и до конца >print(ss1[:13]) #Это часть строки – с начала и до 12-го индекса включительно >print(ss1[5:-8]) #Это часть строки – с 5-го индекса и до 8-го от конца >print(ss1[3:17:2]) #Часть строки – с 3-го по 16-й индексы с шагом 2 Ответ программы: ![Task 6.2.5](images/Task6_2_5.png) *При отрицательном значении шага* >print(ss1[17:3:-2]) Ответ программы: ![Task 6.2.5.1](images/Task6_2_5_1.png) *Если "17" заменить на "-4", то получим такой же результат.* >print(ss1[-4:3:-2]) Ответ программы: ![Task 6.2.5.2](images/Task6_2_5_1.png) 6. *Строка является неизменяемым объектом. Однако, можно это сделать по-другому, переопределив строку.* >ss1[4]='=' Ответ программы: ![Task 6.2.6.1](images/Task6_2_6_1.png) >ss1=ss1[:4]+'='+ss1[5:] >print(ss1) Ответ программы: ![Task 6.2.6.2](images/Task6_2_6_2.png) 7. *С использованием ранее созданной строки ss1b попробуйте создать объекты с разными срезами исходной строки.* >print(ss1b[-10:]) > >print("\n") >ss1b="My name is "+ ss1b[-10:] >print(ss1b) Ответ программы: ![Task 6.2.7](images/Task6_2_7.png) 8. *Самостоятельно придумайте значения и создайте объекты разных типов. После этого отобразите типы и значения созданных объектов.* >целое_число = 42 >вещественное_число = 3.14159 >комплексное_число = 2 + 3j >строка = "Привет, мир!" >многострочная_строка = """Это >многострочная >строка""" >логическое_значение = True >print(целое_число) >print(вещественное_число) >print(комплексное_число) >print(строка) >print(многострочная_строка) Ответ программы: ![Task 6.2.8](images/Task6_2_8.png) ## 7. Изучение более сложных типов объектов: списки (list), кортежи (tuple), словари (dict), множества (set). ### 7.1. Список. 1. *Список – это последовательность: упорядоченная по местоположению коллекция объектов произвольных типов, размер которых практически не ограничен. В отличие от символьных строк, списки являются изменяемыми последовательностями, т.е. их элементы могут изменяться с помощью операций присваивания.* >spis1=[111,'Spisok',5-9j] >print(spis1) Ответ программы: ![Task 7.1.1.](images/Task7_1_1.png) 2. *Cписок, содержащий последовательность отсчетов сигнала в виде «единичной ступеньки».* >stup=[0,0,1,1,1,1,1,1,1] >print(stup) Ответ программы: ![Task 7.1.2.](images/Task7_1_2.png) 3. *Список можно вводить на нескольких строках. При этом список будет считаться незавершенным, пока не будет введена закрывающая квадратная скобка.* >spis=[1,2,3,4, 5,6,7, 8,9,10] >print(spis) Ответ программы: ![Task 7.1.3.](images/Task7_1_3.png) 4. *При работе с элементами списка можно использовать индексы точно так же, как это делали с элементами символьной строки.* >print(stup[-8::2]) Ответ программы: ![Task 7.1.4.](images/Task7_1_4.png) >spis1[1]='Список' >print(spis1) Ответ программы: ![Task 7.1.5.](images/Task7_1_5.png) 5. *Текущее число элементов в списке можно узнать с помощью функции len().* >print(len(spis1)) Ответ программы: ![Task 7.1.6.](images/Task7_1_6.png) 6. *Описание метода можно вывести с помощью функции help().* >help(spis1.append) Ответ программы: ![Task 7.1.7.](images/Task7_1_7.png) 7. *С помощью методов объектов-списков можно добавлять и удалять элементы.* >spis1.append('New item1') >spis1=spis1+["New item2"] >spis1=spis1+[ss1b] >print(spis1) Ответ программы: ![Task 7.1.8.](images/Task7_1_8.png) 8. *Также могут использоваться методы insert, remove, extend, clear, sort, reverse, copy, count, index.* >#Создадим список для экспериментов >fruits = ["яблоко", "банан", "апельсин", "киви", "банан", "манго"] >print("Исходный список:", fruits) >print() > >#1. append() - добавление элемента в конец >fruits.append("виноград") >print("1. После append('виноград'):", fruits) > >#2. insert() - вставка элемента по индексу >fruits.insert(2, "лимон") >print("2. После insert(2, 'лимон'):", fruits) > >#3. extend() - расширение списка другим списком >more_fruits = ["груша", "персик"] >fruits.extend(more_fruits) >print("3. После extend(['груша', 'персик']):", fruits) > >#4. remove() - удаление первого найденного элемента по значению >fruits.remove("банан") >print("4. После remove('банан'):", fruits) > >#5. pop() - удаление элемента по индексу (и возврат значения) >removed_fruit = fruits.pop(1) >print("5. После pop(3):", fruits) >print(" Удаленный элемент:", removed_fruit) > >#6. clear() - полная очистка списка (создадим копию для демонстрации) >fruits_copy = fruits.copy() >fruits_copy.clear() >print("6. После clear() копии:", fruits_copy) > >#7. index() - поиск индекса элемента >index_kiwi = fruits.index("киви") >print("7. Индекс элемента 'киви':", index_kiwi) > >#8. count() - подсчет количества элементов >count_banana = fruits.count("банан") >print("8. Количество 'банан' в списке:", count_banana) > >#9. sort() - сортировка списка >fruits.sort() >print("9. После sort() (по алфавиту):", fruits) > >#10. reverse() - обратный порядок элементов >fruits.reverse() >print("10. После reverse():", fruits) > >#11. copy() - создание копии списка >fruits_copy2 = fruits.copy() >fruits_copy2.append("ананас") >print("11. Оригинал после copy():", fruits) >print(" Копия после append('ананас'):", fruits_copy2) > >#12. Дополнительно: len() - длина списка >print("12. Длина списка:", len(fruits)) > >#13. Дополнительно: проверка наличия элемента >print("13. 'яблоко' в списке?", "яблоко" in fruits) >print(" 'арбуз' в списке?", "арбуз" in fruits) Ответ программы: ![Task 7.1.9.](images/Task7_1_9.png) 9. *Списки могут быть вложенными.* >spis2=[spis1,[4,5,6,7]] >print(spis2) Ответ программы: ![Task 7.1.10.](images/Task7_1_10.png) 10. *Обращение к элементам вложенного списка.* >print(spis2[0][1]) Ответ программы: ![Task 7.1.11.](images/Task7_1_11.png) 11. *Изменение элемента вложенного списка.* >spis2[0][1]=78 >print(spis2[0][1]) Ответ программы: ![Task 7.1.12.](images/Task7_1_12.png) 12. *Объект-список, элементами которого будут объекты разных типов.* >разнообразный_список = [ 42, # целое число "Привет, мир!", # строка True, # логическое значение 3.14159, # вещественное число ["вложенный", "список", 123], # вложенный список {"ключ": "значение"}, # словарь None, # специальное значение complex(2, 3), # комплексное число False # еще одно логическое значение >] >print(разнообразный_список) Ответ программы: ![Task 7.1.13.](images/Task7_1_13.png) ### 7.2. Кортеж. 1. *Объект-кортеж похож на список, но его нельзя изменить – кортежи являются последовательностями, как списки, но они являются неизменяемыми, как строки. В отличие от списка литерал кортежа заключается в круглые, а не в квадратные скобки. Кортежи также поддер­живают включение в них объектов различных типов и операции, типич­ные для последовательностей.* >kort1=(222,'Kortezh',77+8j) >print(kort1) Ответ программы: ![Task 7.2.1.](images/Task7_2_1.png) 2. *Изменить кортеж нельзя, но можно его переопределить.* >kort1= kort1+(1,2) >print(kort1) Ответ программы: ![Task 7.2.2](images/Task7_2_2.png) 3. *Если надо добавить еще один элемент в кортеж.* >ss1b= 'Меня зовут: \n TerekhovFV' >kort1= kort1+(ss1b,) #ЗДЕСЬ ЗАПЯТАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА, ИНАЧЕ ОШИБКА >print(kort1) Ответ программы: ![Task 7.2.3](images/Task7_2_3.png) 4. *Теперь переопределим кортеж с удалением комплексного элемента.* >kort2=kort1[:2]+kort1[3:] >print(kort2) Ответ программы: ![Task 7.2.4](images/Task7_2_4.png) 5. *Два важных метода кортежа (они есть также и у списков):* * Определение индекса заданного элемента: >print(kort1.index(2)) Ответ программы: ![Task 7.2.5](images/Task7_2_5.png) * Подсчет числа вхождений заданного элемента в кортеже: >print(kort1.count(222)) Ответ программы: ![Task 7.2.6](images/Task7_2_6.png) 6. *Методов append и pop у кортежей нет, т.к. они являются неизменяемыми.* >kort1[2]=90 Ответ программы: ![Task 7.2.7](images/Task7_2_7.png) 7. *Объект-кортеж с элементами разных типов: число, строка, список, кортеж.* >разнообразный_кортеж = ( 100, # целое число "Hello, Tuple!", # строка [1, 2, 3, "список внутри кортежа"], # список (4, 5, 6), # вложенный кортеж 3.14, # вещественное число True, # логическое значение None # специальное значение >) >print(разнообразный_кортеж) Ответ программы: ![Task 7.2.8](images/Task7_2_8.png) ### 7.3. Словарь. 1. *Объект-словарь похож на ассоциативные массивы в других языках программирования. Его содержанием является совокупность пар: «ключ (key)»:«значение (value)». В качестве ключей могут использоваться неизменяемые типы объектов. Значениями могут быть объекты любого типа. Ссылка на ключ обеспечивает быстрый доступ к связанному с ним значению. В отличие от списков и кортежей совокупность элементов словаря не является упорядоченной (последовательностью). Его элементы могут изменяться с помощью операции присваивания значений.* >dic1={'Saratov':145, 'Orel':56, 'Vologda':45} >print(dic1) Ответ программы: ![Task 7.3.1](images/Task7_3_1.png) 2. *Обращение к элементам словаря не по индексам, а по ключам:* >print(dic1['Orel']) Ответ программы: ![Task 7.3.2](images/Task7_3_2.png) 3. *Пополнение словаря (добавление элемента, изменение словаря):* >dic1['Pskov']=78 >print(dic1) Ответ программы: ![Task 7.3.3](images/Task7_3_3.png) *Обратите внимание на то, что в силу неупорядоченности словаря при его выводе элементы могут располагаться не в том порядке, в каком они задавались при его формировании.* *Для того, чтобы получить перечень ключей или значений из словаря следует использовать методы keys или values, создающие списки, соответственно, ключей или значений из словаря.* 4. *Функция sorted позволяет увидеть список упорядоченным по ключам или по значениям:* >print(sorted(dic1.keys())) >print(sorted(dic1.values())) Ответ программы: ![Task 7.3.4](images/Task7_3_4.png) 5. *Элементы словаря могут быть любого типа, в том числе и словарями.* >dic2={1:'mean',2:'standart deviation',3:'correlation'} >dic3={'statistics':dic2,'POAS':['base','elementary','programming']} >print(dic3['statistics'][2]) Ответ программы: ![Task 7.3.5](images/Task7_3_5.png) 6. *Более сложный словарь из списка с элементами-кортежами с использованием функции dict:* >ss1b= 'Меня зовут: \n TerekhovFV' >dic4=dict([(1,['A','B','C']),(2,[4,5]),('Q','Prim'),('Stroka',ss1b)]) >print(dic4) Ответ программы: ![Task 7.3.6](images/Task7_3_6.png) 7. *Еще один словарь из двух списков: один для ключей и другой – для значений, с помощью функций dict и zip:* >dic5=dict(zip(['A','B','C','Stroka'],[16,-3,9,ss1b])) >print(dic5) Ответ программы: ![Task 7.3.7](images/Task7_3_7png) 8. *Объект-кортеж с 7 элементами и объект-список с 5 элементами и попробуйте создать из них словарь с помощью функций dict и zip.* >ключи = ('имя', 'возраст', 'город', 'профессия', 'стаж', 'зарплата', 'активен') >значения = ['Анна', 28, 'Москва', 'программист', True] >словарь = dict(zip(ключи, значения)) >print(словарь) >print(f"Количество элементов в словаре: {len(словарь)}") Ответ программы: ![Task 7.3.7](images/Task7_3_7png) ### 7.4. Множество. 1. *Объект-множество – это неупорядоченная совокупность неповторяющихся элементов. Эти элементы могут быть разных, но только неизменяемых типов (числа, строки, кортежи).* >mnoz1={'двигатель','датчик','линия связи','датчик','микропроцессор','двигатель'} >print(mnoz1) Ответ программы: ![Task 7.4.1.](images/Task7_4_1.png) 2. *Определение числа элементов:* >print(len(mnoz1)) Ответ программы: ![Task 7.4.2.](images/Task7_4_2.png) 3. *Проверка наличия элемента во множестве:* >print('датчик' in mnoz1) Ответ программы: ![Task 7.4.3.](images/Task7_4_3.png) 4. *Дбавление элемента:* >mnoz1.add('реле') >print(mnoz1) Ответ программы: ![Task 7.4.4.](images/Task7_4_4.png) 5. *Удаление элемента:* >mnoz1.remove('линия связи') >print(mnoz1) Ответ программы: ![Task 7.4.5.](images/Task7_4_5.png) 6. *Объект-множество с элементами разных типов.* >разнообразное_множество = { 42, # целое число "hello", # строка 3.14, # вещественное число True, # логическое значение (True = 1) (1, 2, 3), # кортеж (неизменяемый) "world", # еще одна строка 100, # еще одно число False # логическое значение (False = 0) >} >print(разнообразное_множество) >print('\n') >разнообразное_множество.add("новый элемент") >print(разнообразное_множество) >print('\n') >разнообразное_множество.remove("hello") >print(разнообразное_множество) >print('\n') >print('hello' in разнообразное_множество) Ответ программы: ![Task 7.4.6.](images/Task7_4_6.png)