# Отчет по теме 3 Голощапов Дмитрий, А-01-23 # 1 Подготовка к началу работы Запуск оболочки IDLE и установка рабочего каталога >>> import os >>> os.chdir('C:\\Users\\Дмитрий\\OneDrive\\Рабочий стол\\Goloshchapov\\python-labs\\TEMA3') # 2 Преобразование базовых типов обьектов в другие типы Было изучено, как преобразовывать обьекты одного типа, в обьекты другого типа. # 2.1 Преобразование обьектов в логический тип данных Было изучено, как преобразовывать обьекты типа строка и число, в обьекты логического типа. >>> logiz1=bool(56) >>> logiz2=bool(0) >>> logiz3=bool("Beta") >>> logiz4=bool("") >>> logiz1 True >>> type(logiz1) # 2.2 Преобразование обьектов в числовой тип данных Было изучено, как преобразовывать обьекты типа строка и число, в обьекты целого и вещественного типа int и float. >>>tt1=int(198.6) #Отбрасывается дробная часть >>>tt1 198 >>>tt2=int("-76") #Число – в строке символов, система по умолчанию - десятичная >>>tt2 -76 >>>tt3=int("B",16) #В шестнадцатиричной системе буква "В" соответствует числу 11 >>>tt3 11 >>>tt4=int("71",8) #71 преобразуется в число в восьмеричной системе >>>tt4 57 >>>tt5=int("98.76") #Число представлено в виде строки, но само по себе оно относится к вещественным числам (типа float), поэтому сразу невозможно его преобразовать в целое. Для такого преобразования надо сначала переопределить его как float, а уже потом как int. Traceback (most recent call last): File "", line 1, in tt5=int("98.76") ValueError: invalid literal for int() with base 10: '98.76' >>>flt1=float(789) >>>flt1 789.0 >>>flt2=float(-6.78e2) >>>flt2 -678.0 >>>flt3=float("Infinity") >>>flt3 inf >>>flt4=float("-inf") >>>flt4 -inf # 2.3 Преобразование целочисленных обьектов в строки с двоичным, восьмеричным и шестнадцатеричным представлением и обратное представление Были преобразованы целочисленных обьекты в строки с двоичным, восьмеричным и шестнадцатеричным представлением и обратно представлены в целочисленном виде. >>>hh=123 >>>dv1=bin(hh) #Преобразование в строку с двоичным представлением >>>vos1=oct(hh) # Преобразование в строку с восьмеричным представлением >>>shs1=hex(hh) # Преобразование в строку с шестнадцатеричным представлением >>>dv1 '0b1111011' >>>vos1 '0o173' >>>shs1 '0x7b' >>>int(dv1,2) 123 >>>int(vos1, 8) 123 >>>int(shs1, 16) 123 # 3 Преобразование сложных типов обьектов в другие типы # 3.1 Преобразование элементов в строку символов В строку были преобразованы число, логическая переменная, список, кортеж и словарь. >>>strk1=str(23.6) >>>strk1 '23.6' >>>strk2=str(logiz3) >>>strk2 'True' >>>strk3=str(["A","B","C"]) #Преобразуем список >>>strk3 "['A', 'B', 'C']" >>>strk4=str(("A","B","C")) #Преобразуем кортеж >>>strk4 "('A', 'B', 'C')" >>>strk5=str({"A":1,"B":2,"C":9}) #Преобразуем словарь >>>strk5 "{'A': 1, 'B': 2, 'C': 9}" # 3.2 Преобразование элементов в список Были преобразованы в список строка символов, кортеж и словарь тремя способами (включая только ключи, только значения и ключи и значения вместе). >>>spis1=list("Строка символов") #Заданная строка разделяется на символы >>>spis1 ['С', 'т', 'р', 'о', 'к', 'а', ' ', 'с', 'и', 'м', 'в', 'о', 'л', 'о', 'в'] >>>spis2=list((124,236,-15,908)) #Кортеж превращается в список >>>spis2 [124, 236, -15, 908] >>>spis3=list({"A":1,"B":2,"C":9}) #Преобразование словаря в список >>>spis3 ['A', 'B', 'C'] >>>spis3=list({"A":1,"B":2,"C":9}.values()) #Преобразование словаря в список по значениям >>>spis3 [1, 2, 9] >>>spis3=list({"A":1,"B":2,"C":9}.items()) #Преобразование словаря в список ключи и значения >>>spis3 [('A', 1), ('B', 2), ('C', 9)] # 3.3 Преобразование элементов в кортеж В кортеж были преобразованы строка, список и словарь. >>>kort7=tuple('Строка символов') #Преобразование строки символов в кортеж >>>kort7 ('С', 'т', 'р', 'о', 'к', 'а', ' ', 'с', 'и', 'м', 'в', 'о', 'л', 'о', 'в') >>>kort8=tuple(spis2) #Преобразование списка в кортеж >>>kort8 (124, 236, -15, 908) >>>kort9=tuple({"A":1,"B":2,"C":9}) #Преобразование словаря в кортеж >>>kort9 ('A', 'B', 'C') # 3.4 Удаление обьектов Были удалены два обьекта и проверено их наличие. Так же самостоятельно была создана строка, которая была потом преобразована в список, затем список – в кортеж и, кортеж – в строку. >>>del strk5, kort8 >>>strk5 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in strk5 NameError: name 'strk5' is not defined. Did you mean: 'strk1'? >>>kort8 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in kort8 NameError: name 'kort8' is not defined. Did you mean: 'kort7'? >>> f_str="Голощапов Д.Е." >>> f_spis=list(f_str) >>> f_kort=tuple(f_spis) >>> f_sstr=str(f_kort) >>> f_spis ['Г', 'о', 'л', 'о', 'щ', 'а', 'п', 'о', 'в', ' ', 'Д', '.', 'Е', '.'] >>> f_kort ('Г', 'о', 'л', 'о', 'щ', 'а', 'п', 'о', 'в', ' ', 'Д', '.', 'Е', '.') >>> f_sstr "('Г', 'о', 'л', 'о', 'щ', 'а', 'п', 'о', 'в', ' ', 'Д', '.', 'Е', '.')" # 4 Изучение арифметических операций Были применены и изучены различные арифметические операции с числами целого, вещественного и комплексного типа. # 4.1 Изучение сложения и вычитания Были применены операции сложения и вычитания с различными числами. >>>12+7+90 # Сложение целых чисел 109 >>>5.689e-1 - 0.456 #Вычитание вещественных чисел 0.11289999999999994 >>>23.6+54 #Сложение вещественного и целого чисел 77.6 >>>14-56.7+89 # Сложение и вычитание целых и вещественных чисел 46.3 # 4.2 Изучение умножения Было умножено вещественное число на целое. >>>-6.7*12 #Умножение вещественного числа на целое число -80.4 # 4.3 Изучение деления с результатом - вещественным числом Было произведено деление чисел на целое число и проверен класс результативной переменной. >>>-234.5/6 #Деление вещественного числа на целое -39.083333333333336 >>>a=178/45 #Деление двух целых чисел – проверьте тип объекта a! >>>a 3.9555555555555557 >>>type(a) # 4.4 Изучение деления с округлением вниз Был применен операнд деления с округлением вниз, деление испробовано на целых и вещественных числах и выведен тип результативной переменной. >>>b=178//45 #Деление двух целых чисел >>>b 3 >>>type(b) >>>c=-24.6//12.1 #Деление двух вещественных чисел >>>c -3.0 >>>type(c) >>>ddd=56.88//45 >>>ddd 1.0 >>>type(ddd) >>>eee=45//56.88 >>>eee 0.0 >>>type(eee) # 4.5 Изучение получения отсатка от деления Был применен операнд остатка от деления, операция применена по отношению к целым и вещественным числам. >>>148%33 #Остаток от деления двух целых чисел 16 >>>12.6%3.8 #Остаток от деления двух вещественных чисел 1.2000000000000002 >>>148%3.9 3.7000000000000033 >>>3.9%2 1.9 # 4.6 Изучение возведения в степень Была применена операция возведения в степень с вещественными и целыми числами. >>>14**3 #Целое число возводится в целую степень 2744 >>>e=2.7**3.6 #Вещественное число возводится в вещественную степень >>>e 35.719843790663525 >>>2.7**3 19.683000000000003 >>>3**2.7 19.419023519771343 Также самостоятельно были произведены операции над комплексными числами. Выяснено, что выполнимы все вышеприведенные операции, кроме деления с округлением вниз и определения остатка. >>>kom1=5+2j >>>kom2=3+7j >>>kom1+kom2 (8+9j) >>>kom1-kom2 (2-5j) >>>kom1*kom2 (1+41j) >>>kom1/kom2 (0.5-0.5000000000000001j) >>>kom1//kom2 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in kom1//kom2 TypeError: unsupported operand type(s) for //: 'complex' and 'complex' >>>kom1//3 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in kom1//3 TypeError: unsupported operand type(s) for //: 'complex' and 'int' >>>kom1%kom2 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in kom1%kom2 TypeError: unsupported operand type(s) for %: 'complex' and 'complex' >>>kom1%3 Traceback (most recent call last): File "", line 1, in kom1%3 TypeError: unsupported operand type(s) for %: 'complex' and 'int' >>>kom1**4 (41+840j) >>>kom1**kom2 (10.184748623043754+3.841522923031664j) # 5 Изучение операций с двоичными представлениями целых чисел Были произведены различные операции с двоичным представлением целых чисел. # 5.1 Изучение двоичной инверсии Была применена двоичная инверсия. >>>dv1=9 >>>dv2=~dv1 >>>dv2 -10 # 5.2 Изучение двоичного И Была применена операция двоичного И. 7&9 # 111 и 1001 = 0001 1 7&8 # 111 и 1000 = 0000 0 # 5.3 Изучение двоичного ИЛИ Была применена операция двоичного ИЛИ. >>>7|9 # 111 или 1001 = 1111 15 >>>7|8 # 111 или 1000 = 1111 15 >>>14|5 # 1110 или 0101 = 1111 15 # 5.4 Изучение двоичного исключающего ИЛИ Была применена операция двоичного исключающего ИЛИ. >>>14^5 # 1110 исключающее или 0101 = 1011 11 Число 11 получилось при переводе числа 1011 из двоичной системы в десятичную. Это можно сделать с помощью выражения: 1*2^3 + 0*2^2 + 1*2^1 + 1*2^0 = 8 + 0 + 2 + 1 = 11 # 5.5 Изучение сдвига двоичного представления на заданное число разрядов влево или вправо с дополнением нулями Был произведен сдвиг двоичного представления влево и вправо с дополнением нулями. >>>h=14 #Двоичное представление = 1110 >>>g=h<<2 # Новое двоичное представление = 111000 >>>g 56 >>>g1=h>>1 # Новое двоичное представление = 0111 >>>g1 7 >>>g2=h>>2 # Новое двоичное представление = 0011 >>>g2 3 Самостоятельно были созданы два двоичных числа с 7-ю знаками и произведены операции над ними. >>>bin1 = int("0101010", 2) >>>bin2 = int("1100101", 2) >>>bin3 = ~bin1 >>>bin3 -43 >>>bin1&bin2 32 >>>bin1|bin2 111 >>>bin1^bin2 79 >>>bin1>>3 5 >>>bin1<<6 2688 # 6 Изучение операций при работе с последовательностями (строками, списками, кортежами) # 6.1 Изучение обьединения обьектов различных типов Были обьеденены строки, списки и кортежи. >>>'Система '+'регулирования' #Соединение двух строк символов 'Система регулирования' >>>['abc','de','fg']+['hi','jkl'] # Объединение двух списков ['abc', 'de', 'fg', 'hi', 'jkl'] >>>('abc','de','fg')+('hi','jkl') # Объединение двух кортежей ('abc', 'de', 'fg', 'hi', 'jkl') # 6.2 Изучение повторения элементов обьекта различных типов Было произведено повторение строки, списка и кортежа >>>'ля-'*5 #Повторение строки 5 раз 'ля-ля-ля-ля-ля-' >>>['ку','-']*3 #Повторение списка 3 раза ['ку', '-', 'ку', '-', 'ку', '-'] >>>('кис','-')*4 #Повторение кортежа 4 раза ('кис', '-', 'кис', '-', 'кис', '-', 'кис', '-') >>>signal1=[0]*3+[1]*99 >>>signal2=(0,)*3+(1,)*5+(0,)*7 >>>signal1 [0, 0, 0, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1, 1] >>>signal2 (0, 0, 0, 1, 1, 1, 1, 1, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0) # 6.3 Изучение проверки наличия элементов в обьекте Было проверено наличие определенных элементов в строке, списке и кортеже. >>>stroka='Система автоматического управления' >>>'автомат' in stroka #Наличие подстроки в строке True >>>'ку' in ['ку','-']*3 #Наличие контекста в списке True >>>'ля-' in ('abc', 'de', 'fg', 'hi', 'jkl') #Наличие контекста в кортеже False # 6.4 Изучение подстановки элементов в обьект Была произведена подстановка чисел и строки в обьект. >>>stroka='Температура = %g %s %g' >>>stroka % (16,' меньше ',25) 'Температура = 16 меньше 25' >>>stroka='Температура = %(zn1)g %(sravn)s %(zn2)g' >>>stroka % {'zn1':16,'sravn':' меньше ','zn2':25} 'Температура = 16 меньше 25' # 7 Изучение оператора присваивания # 7.1 Изучение присваивания для переменной Была создана переменная и ей присвоено определенное значение. >>>zz=-12 >>>zz -12 # 7.2 Изучение изменения заданной переменной на определенную величину Значение переменной было увеличено и потом уменьшено на определенное значение. >>>zz+=5 # Значение zz увеличивается на 5 >>>zz-=3 # Значение уменьшается на 3 >>>zz -10 # 7.3 Изучение умножения и деления переменной Переменная была умножена, а потом поделена на определенное значение. Также самостоятельно был применен этот операнд для строки, в последствии чего символы в строке продублировались столько раз, какое было умножаемое число. >>>zz/=2 >>>zz -5.0 >>>zz*=5 >>>zz -25.0 >>>xxx="zz" >>>xxx*=5 >>>xxx 'zzzzzzzzzz' # 7.4 Изучение деления с округлением вниз, получение остатка деления и возведение в степень На переменной были самостоятельно испробованы операции деления с округлением вниз, получение остатка деления и возведение в степень. >>>zz//=3 >>>zz -9.0 >>>zz%=2 >>>zz 1.0 >>>zz**=3 >>>zz 1.0 # 7.5 Изучение множественного присваивания Разным переменным было присвоено одно значение. Также были присвоены значения переменным в одну строку с использованием кортежа, >>>w=v=10 # Переменным присваивается одно и то же значение >>>w 10 >>>v 10 >>>n1,n2,n3=(11,-3,'all') #Значения переменных берутся из кортежа, строки, списка и словаря. >>>n1;n2;n3 11 -3 'all' >>>n1,n2,n3="11", "-3", "all" >>>n1;n2;n3 '11' '-3' 'all' >>>n1,n2,n3=[11,-3,'all'] >>>n1;n2;n3 11 -3 'all' >>>n1,n2,n3={11: 3,-3:7,'all':8} >>>n1;n2;n3 11 -3 'all' # 8 Изучение логических операций Были изучены и применены некоторые логические операции, а также некоторые действия, с помощью логических операций. # 8.1 Изучение операций сравнения К двум переменным были применены различные операции сравнения. >>>w==v True >>>w!=v False >>>w>v False >>>w>>w<=v True >>>w>=v True # 8.2 Изучение проверки наличия элемента в обьекте с помощью логических операций Были созданы множество и словарь, и проверено имеются ли в них определенные элементы. >>>mnoz1={'pen','book','pen','iPhone','table','book'} >>>'book' in mnoz1 True >>>'cap' in mnoz1 False >>>dic1={'Saratov':145, 'Orel':56, 'Vologda':45} >>>'Vologda' in dic1 True >>>'Pskov' in dic1 False >>>56 in dic1.values() True >>>dct1={'Institut':['AVTI','IEE','IBB'],'Depart':['UII','PM','VMSS','MM'],'gruppa': ['A-01-15','A-02-15']} >>>'UII' in dct1['Depart'] True >>>dct1['Depart'][1] == 'MM' False # 8.3 Изучение создания выражений с соединительными словами И, ИЛИ, НЕ Были построены выражения с соединитиельными словами И, ИЛИ, НЕ. >>>a=17 >>>b=-6 >>>(a>=b) and ('book' in mnoz1) and not ('Pskov' in dic1) True >>>(5>6) and ('kazan' in dic1) and not ('lozhka' in mnoz1) False >>>(5>6) and (7>5) or ("Saratov" in dic1) True # 8.4 Изучение проверки ссылок переменных на наличие одного и того же обьекта Было проверено, являются ли созданные обьекты одними и теми же обьектами в памяти. >>>w=v=10 #При таком присваивании переменные ссылаются на один и тот же объект в оперативной памяти >>>w is v True >>>w1=['A','B'] >>>v1=['A','B'] >>>w1 is v1 #В данном случае эти переменные не записаны в один адрес памяти, питон создает для списков два разных обьекта, так как список это изменяемый тип и так как значение для переменных присваивалось по-отдельности. Так питон гарантирует, что изменение одного списка не повлияет на другой. False # 9 Изучение операций с обьектами, проводимыми с помощью методов Была создана строка и выведены все атрибуты для нее. >>>stroka='Микропроцессорная система управления' >>>dir(stroka) ['__add__', '__class__', '__contains__', '__delattr__', '__dir__', '__doc__', '__eq__', '__format__', '__ge__', '__getattribute__', '__getitem__', '__getnewargs__', '__getstate__', '__gt__', '__hash__', '__init__', '__init_subclass__', '__iter__', '__le__', '__len__', '__lt__', '__mod__', '__mul__', '__ne__', '__new__', '__reduce__', '__reduce_ex__', '__repr__', '__rmod__', '__rmul__', '__setattr__', '__sizeof__', '__str__', '__subclasshook__', 'capitalize', 'casefold', 'center', 'count', 'encode', 'endswith', 'expandtabs', 'find', 'format', 'format_map', 'index', 'isalnum', 'isalpha', 'isascii', 'isdecimal', 'isdigit', 'isidentifier', 'islower', 'isnumeric', 'isprintable', 'isspace', 'istitle', 'isupper', 'join', 'ljust', 'lower', 'lstrip', 'maketrans', 'partition', 'removeprefix', 'removesuffix', 'replace', 'rfind', 'rindex', 'rjust', 'rpartition', 'rsplit', 'rstrip', 'split', 'splitlines', 'startswith', 'strip', 'swapcase', 'title', 'translate', 'upper', 'zfill'] # 9.1 Изучение методов применимых для строки Были применены разные методы для работы со строками. >>>stroka.find('пр') #Возвращает номер позиции первого вхождения указанного контекста или значение -1 5 >>>stroka.count("с") #Подсчет числа вхождений строки “с” в stroka 4 >>>stroka.replace(' у',' автоматического у') 'Микропроцессорная система автоматического управления' >>>spis22=stroka.split(' ') #Возвращает список подстрок, между которыми в строке стоит заданный разделитель >>>spis22 ['Микропроцессорная', 'система', 'управления'] >>>stroka.upper() #Возвращает строку со всеми заглавными буквами 'МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ' >>>stroka3=" ".join(spis22) #Возвращает строку, собранную из элементов списка >>>stroka3 'Микропроцессорная система управления' >>>stroka3.partition("с") #Возвращает кортеж с результатами поиска «с» слева ('Микропроце', 'с', 'сорная система управления') >>>stroka3.rpartition("с") #Возвращает кортеж с результатами поиска «с» справа ('Микропроцессорная си', 'с', 'тема управления') >>>strk1='Момент времени {}, значение = {}' >>>strk1.format(1,89.7) 'Момент времени 1, значение = 89.7' >>>strk2='Момент времени {1}, значение = {0}:{2}' >>>strk2.format(36.7,2,'норма!') 'Момент времени 2, значение = 36.7:норма!' >>>strk3='Момент времени {num}, значение = {znch}' >>>strk3.format(znch=89.7,num=2) 'Момент времени 2, значение = 89.7' # 9.2 Изучение методов применимых к спискам Были применены разные методы для работы со списками. >>>spsk=[4, "a", 5, 7, 9] >>>dir(spsk) ['__add__', '__class__', '__class_getitem__', '__contains__', '__delattr__', '__delitem__', '__dir__', '__doc__', '__eq__', '__format__', '__ge__', '__getattribute__', '__getitem__', '__getstate__', '__gt__', '__hash__', '__iadd__', '__imul__', '__init__', '__init_subclass__', '__iter__', '__le__', '__len__', '__lt__', '__mul__', '__ne__', '__new__', '__reduce__', '__reduce_ex__', '__repr__', '__reversed__', '__rmul__', '__setattr__', '__setitem__', '__sizeof__', '__str__', '__subclasshook__', 'append', 'clear', 'copy', 'count', 'extend', 'index', 'insert', 'pop', 'remove', 'reverse', 'sort'] >>>spsk.pop(2) 5 >>>spsk [4, 'a', 7, 9] >>>spsk.append('c') #К списку прибавляется строка "с" >>>spsk [4, 'a', 7, 9, 'c'] >>>spsk.insert(2,'a') #На 2 место в списке вставляется строка "а" >>>spsk [4, 'a', 'a', 7, 9, 'c'] >>>spsk.count('a') #Считается количество "а" в списке 2 # 9.3 Изучение методов применимых к кортежам Были применены разные методы для работы с кортажами и применен один из них. >>>kor=(2, "k") >>>dir(kor) ['__add__', '__class__', '__class_getitem__', '__contains__', '__delattr__', '__dir__', '__doc__', '__eq__', '__format__', '__ge__', '__getattribute__', '__getitem__', '__getnewargs__', '__getstate__', '__gt__', '__hash__', '__init__', '__init_subclass__', '__iter__', '__le__', '__len__', '__lt__', '__mul__', '__ne__', '__new__', '__reduce__', '__reduce_ex__', '__repr__', '__rmul__', '__setattr__', '__sizeof__', '__str__', '__subclasshook__', 'count', 'index'] >>>kor.index(2) 0 # 9.4 Изучение методов применимых к словарям Были применены разные методы для работы со словарями и применен один из них. >>>dirr={"A":3, "B":4} >>>dir(dirr) ['__class__', '__class_getitem__', '__contains__', '__delattr__', '__delitem__', '__dir__', '__doc__', '__eq__', '__format__', '__ge__', '__getattribute__', '__getitem__', '__getstate__', '__gt__', '__hash__', '__init__', '__init_subclass__', '__ior__', '__iter__', '__le__', '__len__', '__lt__', '__ne__', '__new__', '__or__', '__reduce__', '__reduce_ex__', '__repr__', '__reversed__', '__ror__', '__setattr__', '__setitem__', '__sizeof__', '__str__', '__subclasshook__', 'clear', 'copy', 'fromkeys', 'get', 'items', 'keys', 'pop', 'popitem', 'setdefault', 'update', 'values'] >>>dirr.keys() >>>dict_keys(['A', 'B']) # 10 Завершение работы в IDLE